Новый тариф будет применяться ко всем доходам сотрудников, чья годовая зарплата не превышает 2,759 млн рублей — текущий предел взносооблагаемой базы. На доходы сверх этого порога сохраняется тариф 7,6%, как и ранее. При этом для сотрудников с годовым доходом от 2,4 млн рублей действует прогрессивная шкала НДФЛ: 15% вместо базовых 13%. Для доходов от 5 млн рублей ставка повышается до 22%.
Повышение не затрагивает компании, чьи сотрудники в основном получают зарплаты выше порога — однако для большинства ИТ-организаций, где значительная часть персонала — младшие и средние специалисты, нововведение означает рост обязательных выплат на 9,4 п.п. на всех сотрудниках с доходом до 2,759 млн руб. в год.
В 2025 году ставка налога на прибыль для ИТ-компаний составляет 5% — после снижения до 0% в 2022 году. С 1 января 2026 года НДС для всех секторов увеличится с 20% до 22%. Ранее ИТ-компании были освобождены от уплаты НДС, что компенсировало часть роста налоговой нагрузки.
Согласно данным Минфина, ИТ-отрасль демонстрирует рост доходов, средняя зарплата в секторе в 2,5–3 раза превышает среднероссийский уровень, а стимулы для развития сохраняются. Власти указывают, что сохранение льготы только для высокодоходных сотрудников позволит снизить неравенство в налогообложении, сохранив конкурентоспособность в найме специалистов высокой квалификации.
Однако в отрасли отмечают, что структура заработных плат в ИТ-компаниях отличается от производственных: большая доля сотрудников — это junior- и middle-разработчики, тестировщики, DevOps-инженеры и специалисты по поддержке, чьи доходы не превышают порога. Увеличение страховых взносов приведёт к росту затрат на найм таких специалистов — без соответствующего роста цен на услуги, что сократит маржу.
Для компаний с низкой прибыльностью, включая стартапы и ИТ-дочки, созданные для получения льгот, повышение ставки означает ухудшение финансовой модели. По данным Минцифры, в 2023–2024 годах было отменено более 1 200 аккредитаций ИТ-компаний, не соответствующих критериям реальной деятельности в сфере информационных технологий. Тем не менее, среди оставшихся организаций значительная часть продолжает использовать льготы в полном объёме.
Повышение тарифа не затрагивает только сотрудников с доходом выше 2,759 млн руб. в год — но и они не являются основным кадровым резервом для большинства компаний. Внедрение изменений в 2026 году приведёт к увеличению ежегодных расходов на одного сотрудника с зарплатой 2 млн руб. на 188 тыс. рублей — без изменения его реального дохода.
Это создаст давление на бюджеты компаний, которые ранее использовали льготу для компенсации высоких затрат на обучение, удержание персонала и развитие внутренних систем. В результате возможны сокращение штата, отказ от найма молодых специалистов, снижение объёмов стажировок и урезание социальных пакетов — даже если компания не планирует массовых увольнений.
Действующая система льгот была создана как временная мера в условиях пандемии и кризиса. Её продление до 2025 года не сопровождалось пересмотром критериев аккредитации или корректировкой экономической модели. Теперь изменение ставки — не отмена льготы, а её реструктуризация — с фокусом на поддержку высококвалифицированных кадров, а не на стимулирование массового найма.