Поправки в закон «О персональных данных» расширяют перечень исключительных случаев, когда обработка биометрических данных возможна без согласия субъекта. Новая норма предусматривает «контроль за соблюдением правил нахождения граждан на инфраструктуре железнодорожного транспорта». Актуальность инициативы подтверждается статистикой: в 2024 году при пересечении путей погибло 1100 человек, за семь месяцев 2025 года — 580 человек.
Ключевые проблемы реализации:
Правовые ограничения:
- Федеральный закон №572 не предусматривает использование биометрии для обеспечения безопасности
- Добровольность сбора биометрических данных является базовым принципом законодательства
- Оператор Единой биометрической системы заявил о технической и нормативной невозможности использования ЕБС для штрафования
Позиция силовых ведомств:
- ФСБ и МВД выступили против из-за риска сокращения добровольной сдачи биометрии гражданами
- Отмечается несовместимость инициативы с изначальным назначением ЕБС
Технические ограничения:
- Точность распознавания уличных камер снижается из-за освещения, ракурсов и погодных условий
- По данным МВД, 6 из 7 срабатываний систем видеоаналитики при розыске преступников являются ложными
- Отсутствие биометрических данных у части граждан делает невозможной идентификацию нарушителей
Эксперты подчеркивают, что существующее законодательство запрещает принудительный сбор биометрии и дискриминацию граждан, отказавшихся от ее регистрации. Технические реализации сталкиваются с проблемой обеспечения достаточной точности распознавания для минимизации ложных срабатываний при выписке штрафов.